Меню
Главная / Mazda /

Неисправности двигателя Mazda 1.3 MZR - ZJ-VE

  • 101

двигатели mzr

В линейке силовых агрегатов Mazda есть двигатели Z-серии. Это рядные четвёрки рабочим объемом от 1.3 до 1.6 литров, они выпускались с 1995 по 2014 год. В 2002 году эти моторы обновились и перешли с чугунного на легкосплавный блок цилиндров. Вместе с этим обновлением появился самый младший мотор объемом 1,3 литра и новый 1,5-литровый мотор. Эти моторы между собой отличаются диаметром цилиндров (74 и 78 мм соответственно). Обновленные моторы имеют цепь в приводе ГРМ, на впускном распредвале предусмотрен фазовращатель, а вот гидрокомпенсаторов в приводе клапанов нет. Этот двигатель устанавливали на два поколения Mazda 2 (она же Demio) и на Mazda Verisa c 2002 по 2014 год. Двигатель 1,3- литра не имеет систематических проблем. Это очень хороший мотор с приличным ресурсом.

Характеристики MZR ZJ-VE

Объем двигателя, куб.см    1348
Максимальная мощность, л.с.    75 - 91
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.    
121 (12) / 3500
122 (12) / 3500
122 (12) / 4000
124 (13) / 3500
Используемое топливо    Бензин Regular Бензин АИ-95
Расход топлива, л/100 км    4.8 - 7.1
Тип двигателя    рядный, 4-цилиндровый, DOHC
Доп. информация о двигателе    3
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.    
75 (55) / 6000
84 (62) / 6000
86 (63) / 6000
91 (67) / 6000
Степень сжатия    10
Диаметр цилиндра, мм    74
Ход поршня, мм    78.4
Механизм изменения объёма цилиндров    нет
Выброс CO2, г/км    115 - 169
Количество клапанов на цилиндр    4

осмотреть клапан EGR

На многих автомобилях ZJ-VE работает с тряской на холостом ходу при отсутствии нагрузки. Тряска довольно неприятная, поэтому владельцы стремятся от нее избавиться. К сожалению, далеко не всегда удается решить эту проблему и заставить мотор работать ровно. В любом случае, если двигатель начал работать неровно, нужно проверить стандартные детали: свечи и катушки зажигания, проверить чистоту дроссельной заслонки, осмотреть клапан EGR, поискать подсосы во впускном коллекторе. Также на неровный холостой ход может влиять неисправность клапана продувки адсорбера топливных паров. Клапан должен удерживать вакуум в трубке между ним и впускным коллектором во время работы двигателя. Также во многих случаях виновниками вибраций двигателя MZR являются изношенные резиновые демпферы опор силового агрегата.

Электронная дроссельная заслонка

Электронная дроссельная заслонка – отличительная особенность последней версии двигателя MZR. Эта заслонка обогревается антифризом, и никаких проблем с ней не случается. Нередко владельцы снимают ее и чистят во время решения проблемы с тряской двигателя. Форсунки и топливная система двигателя MZR не имеет недостатков. Бензонасос, регулятор давления и инжекторы работают отлично.

заслонки системы турбулизации

Во впускном коллекторе мотора ZJ-VE присутствуют заслонки системы турбулизации (VTCS), на 1,5-литровом ZY присутствует еще и механизм изменения длины впускного коллектора. Заслонки механизма турбулизации приводится электромотором и почти никогда не требует к себе внимания. Стоит отметить, что может возникнуть продольный, то есть, осевой люфт заслонок. При этом впускной коллектор будет щелкать или постукивать на холостом ходу. Эту неисправность можно устранить, подложив шайбы под шестерню оси заслонок со стороны электромотора.

клапан EGR


Двигатель Mazda 1.3 MZR оснащен клапаном EGR. Это электронный клапан с шаговым электромотором. Это конструктивно надёжный клапан, однако он не имеет обратной связи. Т.е. если шток клапана подклинит в приоткрытом положении, то ЭБУ никак это не увидит, а мотор может сразу после запуска получать отработавшие газы. Отсюда могут появиться проблемы с холостым ходом, низкой мощностью, а также двигатель может просто не запускаться. Поэтому стоит раз в несколько лет почистить этот клапан и заодно проверить состояние его обмоток. Сопротивление между центральными и соседними крайними пинами должно составлять 20-24 Ом.


Двигатель ZJ-VE чувствителен к состоянию свечей зажигания. Из-за износа электродов двигатель плохо запускается, нестабильно работает на холостом ходу и расходует больше топлива. А вот катушки зажигания служат достаточно долго. Легкосплавная клапанная крышка двигателя Mazda ZJ установлена на резиновой прокладке, которая уплотняет весь ее периметр, включая гнёзда свечей зажигания. Ресурс прокладки очень приличный – этот двигатель не досаждает течами масла по этому уплотнению. Хотя при снятии клапанной крышки для проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов стоит рассмотреть вопрос об установке новой прокладки, если старая потеряла эластичность.

привод клапанов


В приводе клапанов установлены тарельчатые толкатели без гидрокомпенсаторов, поэтому тепловые зазоры нуждаются в регулярном контроле. Инструкции говорят о том, что тепловые зазоры нужно проверять по шуму каждые 45 000 км. Если двигатель Mazda ZJ подозрительно цокает, то следует более пристально измерить тепловые зазоры. Но на практике, этот мотор без проблем ходит по 200 000 км, не нуждаясь в регулировке клапанных зазоров. Случаев прогорания выпускных клапанов из-за увеличенного зазора пока не было.


Тепловые зазоры в этом двигателе регулируются максимально неудобно и трудозатратно – подбором толкателей. Предусмотрено 35 размеров толкателей по их толщине. Номинальные зазоры составляют по 0,3 мм ±0,03 для впускных и выпускных клапанов.

датчик детонации

Небольшая фирменная болячка двигателей Mazda – выход из строя датчика детонации. О его неисправности сообщает ошибка – ЭБУ фиксирует некорректный сигнал. Исправный датчик детонации должен иметь сопротивление около 560 кОм (±30 кОм).
Для Mazda 2 предусмотрено 5 бензиновых двигателей. Два мотора объемом 1,3 и 1,5 литра имеют японское происхождение и оснащены цепным приводом ГРМ. Другие бензиновые моторы – это агрегаты Ford, имеют привод ГРМ с зубчатым ремнём. Цепь ГРМ на 1,3-литровом двигателе ZJ аналогична цепи 1,6-литрового двигателя Z6. Это пластинчатая цепь Морзе. На двигателях Mazda она служит прекрасно, едва ли она зашелестит до пробега в 250 000 – 300 000 км.

Замена цепи ГРМ


Замена цепи ГРМ на моторе ZJ-VE не требует особого инструмента или фиксаторов. Замена производится при выставлении поршня первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку, все необходимые метки присутствуют на шкивах коленвала и распредвалов
Фазорегулятор впускного распредвала двигателя ZJ-VE, как правило, без проблем служит очень долго. Ошибки по системе изменения фаз газораспределения или утреннее тарахтение после запуска – это редкость для этого мотора. ГБЦ данного двигателя служит прекрасно. Никаких проблем с ней не случается. Блок цилиндров у этого двигателя легкосплавный, с чугунными гильзами, открытая рубашка охлаждения. В каждом поршне просверлено по шесть отверстий для отвода масла и есть выемки под маслосъемными кольцами.

Маслосъемные кольца

Проблема повышенного расхода масла двигателя ZJ-VE не является врожденной и распространенной. Маслосъемные кольца могут потерять подвижность из-за эксплуатации на некачественном масла. В этом случае двигатель будет расходовать более литра масла на 1000 км. Таких случаев совсем не много. В этом случае раскоксовка едва ли помогает. Придётся снимать поршни и менять поршневые кольца. В блоке цилиндров присутствуют маслофорсунки.

Ссылка на основную публикацию